Коммунальное хозяйство: поиск решения проблем продолжается
23 января 2015
20 января состоялась встреча Главы района А.П. Жданова с коллективом МУП «Жилкомсервис». Дело в том, что в начале декабря 2014 года на имя Губернатора региона было отправлено письменное обращение о критическом положении дел на местном коммунальном предприятии, с просьбой помочь в решении проблем. Аналогичное обращение было адресовано также Президенту страны В.В. Путину и в областной профсоюз.
Атмосфера перед началом собрания была достаточно накалённой. Сложно сказать, чего ожидали работники предприятия - видеть ли лично Главу региона или хотя бы его представителей, или одномоментного решения многочисленных финансовых проблем, но встретиться им пришлось с руководством района и поселения. Что совершенно логично и понятно: кто, как не эти люди знают действительно реальное положение дел, могут говорить о причинах и следствиях многолетней непростой ситуации? В начале собрания Главе района даже пришлось прибегнуть к довольно жёсткой интонации, чтобы встреча прошла в цивилизованном русле, а не в формате «колхозного собрания» в худшем его варианте. Обоснованный, предельно аргументированный, подтверждаемый цифрами и фактами комментарий А.П. Жданов высказал практически по каждому пункту изложенных в обращении вопросов (если не сказать обвинений в адрес районной власти).
Цитата: «Глава района заставил подписать агентский договор с Томскэнергосбытом, объясняя это невозможностью начать отопительный сезон. Этот договор только ухудшил финансовое положение предприятия».
Ответ: «Заставить кого-либо в наше время уже сложно. А подписание договора стало для нас действительно единственной возможностью для начала отопительного сезона. В противном случае на погашение долгов предприятия за газ потребовалось бы вычерпать все средства из бюджета района, да и то их не хватило бы. И я настаивал на его подписании. От договора можно отказаться хоть сегодня. Но. Я не знаю, объясняют ли вам ваши учредители и руководство, что отказавшись от этого договора, вы обязаны будете платить ещё и предоплату за газ в размере 40 % и электроэнергию? Если предприятие готово - пожалуйста. Да, первые месяцы после заключения были непростыми - и в организации приёма платежей у населения, и для предприятия. Но уже в декабре ситуация начала меняться - компания собрала более 130 % коммунальных платежей, доступными им законными методами они заставили рассчитаться несколько десятков хронических должников, более весомые финансовые платежи пошли и на ваше предприятие. Другое дело, что долг по- прежнему остаётся высоким - порядка 30 млн. руб.».
- Цитата: «Администрация района 27.11.2014 г. проводит заседание Думы района, одним из вопросов которого является индексация должностных окладов. Хотя Глава говорил, что в бюджете денег нет. На индексацию окладов деньги нашли, избранники народа проголосовали «за».
Ответ: «Индексация проведена впервые за 10 лет. Причём на целевые средства из бюджета области. Из районной казны деньги не использовались. К тому же не нужно путать бюджетную сферу и не бюджетную. ЖКС деньги должен зарабатывать, а не рассчитывать только на поступления из бюджета, так как это коммерческая организация, а не учреждение образования или здравоохранения».
Цитата: «МУП «Жилкомсервис» - единственное в районе предприятие, у которого районный коэффициент 50 %».
Ответ: «Это не так. 70 % у газовиков, нефтяников, речников, авиаторов, а также у бюджетной сферы. Все остальные по закону имеют 50 %. Но если предприятия работают с прибылью, они имеют полное право, закреплённое в коллективных договорах, платить не только 70 %, но и выше».
Цитата: «Все денежные контракты, на которых предприятие могло бы заработать, отдаются частным предпринимателям, а не МУП «Жилкомсервис». Главе сельского поселения Д.В. Пьянкову и директору МУП «Жилкомсервис» никакой помощи со стороны администрации района не оказывается. В коллективе складывается такое впечатление, что идёт целенаправленный развал предприятия. И отдать в частные руки».
Ответ: «Жаль, что не указано о каких конкретно денежных контрактах речь. Вы и выполняете все виды работ, которые ваши традиционно. Это и асфальтирование, и ремонт дорог летом, и сооружение и содержание зимников, другие виды благоустроительных работ. А главное - оказание услуг населению по обеспечению теплом, водой, откачке септиков. В соответствии с действующим законодательством многие виды работ и услуг, закупки товаров осуществляются на конкурсной основе, путём проведения аукционов. МУП «Жилкомсервис» и частные предприятия имеют равные возможности для участия в конкурсных процедурах. Хотя мы находим пути и возможности, чтобы эти работы достались именно вам. А то, что руководителям вашим, якобы, не помогаем - не надо никому лукавить. Ситуация в коммунальном хозяйстве у меня на ежедневном личном контроле, а совещаний разного уровня по коммунальным проблемам проводится больше, чем по всем иным вопросам вместе взятым. Но мы не можем заменить работу руководства, юристов и экономистов вашего предприятия, которые должны заниматься постоянным анализом финансовой ситуации и искать варианты решения проблем. Кроме того, может быть, не все знают, что с 2006 года коммунальная сфера в соответствии со 131 -ФЗ «Об основах организации местного самоуправления» не относится к полномочиям районного уровня, и с 1 января 2006 года коммунальные предприятия переданы поселениям. Но я, проработав в общей сложности 14 лет Главой района, знаю и хорошо понимаю значение этой отрасли для населения, и всегда подчёркиваю: не будет тепла и воды - не будет ничего. Не понимаю, как можно говорить о том, что район не поддерживает предприятие. В газете публикуется информация о выделении значительных сумм на выравнивание финансовой ситуации, на модернизацию и приобретение техники, на погашение различных задолженностей. А между тем, эти средства должны быть направлены на давно запланированное строительство так называемого социального дома, в котором бы предоставлялись квартиры для работников социальной сферы, для медиков и педагогов - сегодня из районного бюджета оплачивается аренда жилья для 14 бюджетников. Закрыт целый ряд программ и проектов социальной направленности, в том числе установка станции водоочистки в районе рыбокомбината. И связано это исключительно с тем, что значительные бюджетные средства направляются на поддержание коммунального предприятия».
И далее были озвучены конкретные суммы по годам: в 2011 г. - 14 млн. 310 тыс. руб., в 2012 г. - 18 млн. 79 тыс. руб., в 2013 г. - 32 млн. 872 тыс. руб., в 2014 г. - 36 млн. 872 тыс. руб. Цифры, говорящие сами за себя. Для сравнения были приведены и суммы средств, выделенные из районного бюджета на поддержку ЖКХ в предыдущую пятилетку: в 2006 г. - 3 млн. 58 тыс. руб., в 2007 г. - 5 млн. 111 тыс. руб., в 2009 г. - 3 млн. 100 тыс. руб., 2009 г. - 2 млн. 634 тыс. руб. Как было сказано, даже эти достаточно скромные суммы выделялись исключительно в соответствии с действующим в то время федеральным законодательством. И уже осенью 2010 года сумма средств была резко увеличена до 7 млн. 724 тыс. руб. - предложение администрации тогда поддержал вновь избранный состав депутатов Думы района.
- Средства на модернизацию ЖКХ и приобретение специализированной техники - это не что иное, как повышение эффективности вашей работы, снижение затрат, энергосбережение, - сказал А.П. Жданов. - Поэтому, слыша сегодня реплики о том, что «всё это приобретается не для нас», хочу спросить: а для кого?
Ещё одним камнем преткновения для авторов обращения и работников предприятия является ставка тарифа первого разряда - 3919 рублей, якобы рассчитанная экономической службой предприятия, заложенная в тарифы и утверждённая в коллективном договоре предприятия для исчисления заработной платы работников. Однако ставка эта, как выясняется, не была утверждена в РЭК, а опираться на неё, что называется, самостоятельно - у предприятия просто нет средств, так как нет прибыли. Поэтому и ожидаемого повышения заработной платы не происходило. В ответе на обращение, подготовленном Департаментом по работе с органами местного самоуправления, говорится по этому поводу следующее: «Планом финансово- хозяйственной деятельности МУП «Жилкомсервис» увеличение размера базовой тарифной ставки рабочего первого разряда с 2437 до 3919 рублей предусмотрено не было, и в тарифы, утверждаемые Департаментом тарифного регулирования Томской области на 2013, 2014 годы, была заложена тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 2437 рублей». Что касается уровня средней заработной платы, то, согласно официальным статистическим данным, он составляет около 25 тыс. руб., за октябрь 2014 года статистика показывает цифру 27 тыс. руб. А не 17 - 20 тыс. руб., как указано в обращении к Губернатору.
До работников предприятия была доведена подробная информация о многочисленных долгах предприятия, резко возросших с 2013 года, о договорённостях администрации района с федеральными и частными структурами об отсрочке и графиках их погашения. Так, на 31 декабря 2013 года кредиторская задолженность предприятия составляла 31 млн. руб., ровно через год - на 31 декабря 2014 года она снизилась до 13 млн. руб. Говорили и о кадровых переменах на предприятии. Очевидно, что единственное в районном центре коммунальное предприятие переживает далеко не лучшие времена. Но, как было сказано, ситуация всё-таки имеет тенденцию к выравниванию. Однако, чтобы положение дел улучшилось настолько, чтобы это заметно отразилось и на уровне оплаты труда работников, должны быть предприняты меры, связанные как с оптимизацией производства, так и с повышением эффективности и качества работы. По мнению Главы района, другого пути просто нет.
Ирина Парфёнова
Просмотров: 339