Как живёшь, деревенька?

13 октября 2009

Маленькая сибирская деревенька Ларино даже не обозначена на географических картах. На сегодняшний день там проживает около 120 человек. Для большинства жителей, особенно людей старшего поколения, жизнь разделена на два периода: время существования животноводческого комплекса и время после его ликвидации. Весь уклад деревни строился на том, чтобы обеспечить хорошую, слаженную работу этого комплекса. Старожилы села вспоминают, что ещё в середине 80-х годов прошлого века решался вопрос о том, чтобы построить мост через Обь, напрямую выходящий к фермам. Все изменилось буквально в одночасье… Лихие 90-е годы и перестройка не оставили ларинцам выбора. Но жизнь продолжается…

 

Путь до Ларина.

Не все александровцы бывали в Ларине. Эта деревня уютно расположилась на живописном высоком берегу реки Оби, словно в колыбели, окруженная со всех сторон высоким таёжным лесом. Здесь невозможно заблудиться, вся деревня – это три улицы. Попасть в Ларино можно, лишь переправившись через речку.

Я никогда не бывала в Ларине летом, поэтому вопрос редакционного водителя: – поедем быстрее и обгоним впереди идущую машину или поедем медленно? - поставил меня в тупик. В чем разница такой поездки, стало ясно довольно скоро: тот, кто едет вторым по грунтовой дороге, вынужден дышать пылью.

Последние примерно 200 м дороги до реки в этом году выложили бетонными плитами. Ларинцы уже по достоинству оценили это благоустройство. Ведь раньше в период распутицы собравшиеся в с. Александровское жители деревни брали с собой резиновые сапоги, чтобы, перебравшись на другой берег, можно было добраться до такси.

В этом году, когда река обмелела, илистый берег от реки до плит был своевременно отсыпан дорожными службами ЖКХ. Сегодня ларинцы имеют возможность перебраться на другой берег на автомобиле. Петр Афанасьевич Барышев, старожил  деревни, с удовольствием перевозит всех желающих на небольшом судне.

Пётр Афанасьевич - очень интересный собеседник и неравнодушный к проблемам своего родного села человек. Он и Анастасия Викторовна Белкина, председатель созданного в Ларине ТОС, встречали нас на берегу. Во время небольшого водного путешествия они неспешно рассказывают о том, как живет деревня сегодня.

Обижаются ларинцы на нас, соседей - александровцев, за то, что бесхозяйственно относимся к природе. Рыбаки и любители отдыха на природе замусорили весь берег. Некоторые даже не ленятся ехать аж под Ларино (!), чтобы оставить на берегу или возле дороги пакет с мусором. А ведь вокруг такая красота! Почему же мы не ценим этого?.. 

Это село расположено так близко к райцентру, что его можно считать одним из его микрорайонов. Всего-то 20 минут пути - и вы уже в Ларине! Но, попадая в деревню, возникает ощущение, что цивилизация очень далека от этого места и малодоступна. И это даже несмотря на то, что возле усадеб стоят автомобили, а на домах «тарелки» спутникового телевидения и уже в школе существует Интернет… А рядом с ними - дома с деревянными поросшими мхом крышами, заброшенные усадьбы и огороды…

 

Насущные проблемы.

Проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются сельчане, наверное, не так уж и велики, но очень насущны. Этим жарким и засушливым летом хозяйкам было очень нелегко высушить бельё. Причина в том, что пыль, лежащая на дороге, после проезда любого автотранспорта буквально стояла столбом, несмотря на то, что центральная улица выложена плитами. Но из-за невозможности очистить их от пыли они скоро пропадут под слоем многолетней грязи. Вроде бы и небольшая это проблема, но для ларинцев и она неразрешимая, так как доставка специального автотранспорта для очистки дорог из-за дороговизны невозможна.

В прошлом году починили и заменили линии электропередач. С одной стороны, это положительно для деревни. Но после ремонта пропало освещение на улицах. Из-за отсутствия плафонов световой вопрос никак не решается и вынуждены ларинцы уже год жить в темноте. Для уменьшения затрат со стороны поселения жители согласны сами закупить энергосберегающие или иные лампы, но установить их пока некуда. Также в Ларине очень низкое напряжение в электросетях, и в вечернее время это настоящая проблема. Мигает свет, плохо показывает телевизор, возникают сбои в работе бытовой техники.  Пока этот вопрос остаётся открытым.

Очень важная и актуальная проблема связана с утилизацией мусора. Каждый хозяин избавляется от него как может. Но вот стеклотару невозможно сжечь или утилизировать. И пока нет никакого решения по этому вопросу.

Большие надежды возлагают жители на Александровское райпо. Ларинцы надеются, что не будет теперь проблем с обеспечением хлебом и другими товарами первой необходимости. А заявки будут выполняться по возможности в полном объёме.

В селе нет своей пилорамы. Два года для хозяйственных нужд ларинцев бесплатно завозил горбыль предприниматель А.Г. Букреев. Но сейчас у предпринимателя нет возможности осуществлять доставку и разгрузку древесных отходов. А этот горбыль для деревни - не только дрова, но и материал для строительных и ремонтных работ: починка стаек и сараев, постройка  заборов и т.д.

Все дома одиноких пожилых людей нуждаются в ремонте, а таких в деревне год от года становится все больше и больше...

Всегда супруги Мягких держали большое личное хозяйство: кроликов, свиней, не менее двух коров. И даже после смерти супруга не изменила Клавдия Маркисовна своим привычкам и до последнего времени держала корову. Вспоминая минувшее время, со словами огромной благодарности отзывается она о Г.П. Пряничникове. Этот отзывчивый, душевный человек не раз помогал ей в решении хозяйственных вопросов. И что самое главное - его об этом не надо было просить, он видел, у кого какие проблемы, и старался по мере возможности их решить. И никогда ничего не брал за оказанную поддержку. «Таких бы людей побольше в сегодняшнее время, и жизнь была бы другой», - говорит Клавдия Маркисовна. Не одним десятком благодарностей и грамот отмечен трудовой путь этой скромной труженицы.

Рассказывая о деревне Ларино, нельзя умолчать и о её коренном жители Петре Афанасьевиче Барышеве. В книге «Земля Александровская» есть упоминание и об истории его семьи. Петр Афанасьевич родился на острове Кичановский. В 1935 г. супруги  Барышевы с детьми переехали в Ларино в колхоз «Трудовик». В 1941 году Афанасий Ларионович ушел на фронт, а в 1943-м вернулся оттуда инвалидом второй группы. Марина Петровна - мать-героиня, она родила и воспитала 12 детей. Мог ли представить сибирский паренек, что судьба забросит его в Ленинград, что придется ему и шоферскую баранку покрутить, и стать руководителем фермы… Получив 4 класса образования, Петр Афанасьевич работал на родной земле. Призвался в Вооруженные Силы советской армии и уже после службы получил семилетнее образование. Петр Афанасьевич - человек старой закалки. Для него нет невозможного, из каждой проблемы он видит путь решения. С ностальгией вспоминает он времена, когда люди в совхозе ценили работу, держались за неё. Всегда были те, кто любил выпить, но таких на ферме не жаловали и в коллективе они долго не задерживались. «Какая была деревня! Ларинская ферма была показательной, на ней трудились доярки, скотники, телятницы, трактористы, всего около 60 человек. В 1987 году поголовье стада составляло 1,5 тыс. коров. Для обеспечения кормом заготавливали до 1,5 тысяч тонн сена и силоса. Была прекрасная столовая для работников фермы. Позднее благодаря В.А. Тихонину построили пекарню. В деревне была собственная баня. В то время молодежь стремилась устроиться работать на ферму. Работа была и для людей с образованием, и для не получивших специальности. Важно, что молодые люди без образования не оставались не у дел. В совхозе сеяли и рожь, и овес: культуры вызревали и давали неплохой урожай. Почему же сегодня все руководители говорят, что сельское хозяйство не выгодно и убыточно?

Жаль, что не удалось построить в деревне новую школу и решить вопрос с мостом или переправой через Обь. Если бы в своё время эта проблема была решена, то на сегодняшний день не было бы такой оторванности Ларина от райцентра. И тогда, возможно, жизнь здесь была бы более насыщенной», - рассуждает Петр Афанасьевич.

 

Кладезь реликвий.

Вместе с нами в эту поездку отправилась и заведующая музеем В.С. Велиткевич. Для неё каждый визит в эту деревеньку - настоящий праздник. Ведь у местных жителей хранятся на полках и пылятся на чердаках настоящие раритеты! Порой, хозяева и не представляют, какую культурную ценность имеют невзрачные на первый взгляд вещицы.

Вот и из этой поездки Вероника Сергеевна вернулась не с пустыми руками. Для музея она привезла хантыйскую рыбацкую обувь, потемневший от времени берестяной кузовок, очень красивую резную деревянную шкатулку – эта вещица ценна не как произведение искусства, а как авторская работа мастера. Две пыльные изящные вазочки конца 40 – 50 годов прошлого века когда-то были настоящим украшением интерьера. Как правило, их ставили на комоды или буфеты возле портретных фотографий, а дополняли эту картину восковые или вязанные крючком цветы, без которых трудно и представить эти вазочки. Впервые увидев две деревянные доски, вы вряд ли догадаетесь, в чем их предназначение. Оказывается, это гардины для штор, которые использовались в быту в довоенные и послевоенные годы 20 века.

Целую коллекцию ламп кустарного производства и бакинских,  использовавшихся для освещения на реке, увезла в Александровское В.С. Велиткевич.

 

Таёжная легенда.

Недалеко от деревни в лесу на опушке стоит огромный пень. Когда-то он был ритуальным деревом, которому поклонялся коренной народ этих мест. Здесь просили о помощи и приносили в дар дорогие вещи, украшали дерево. И никто не смел брать предметов с него. В культуре хантов того времени очень сильно переплетались язычество и христианство. От родителей к детям переходила вера в ту могущественную силу, которая крылась в дереве.

Практически возле каждого населенного пункта, где проживали коренные народности, имелось такое священное место. Дерево выбиралось не простое: оно обязательно чем-то выделялось от своих таёжных собратьев - обхватом ствола или высотой, но всегда обособленностью. И считалось, что именно в нем живет лесной дух и покровитель человеческого рода.  Но со становлением советской власти и борьбы с религией и идолопоклонничеством стали забываться и старые обряды.

Забрёл как-то на эту опушку и ларинский житель, приглянулся ему красивый платок на этом дереве. Принес его своей жене. Рассказал он ей, откуда подарок, или нет - теперь уж неизвестно. Но вскоре после этого умер мужчина, а жена его сильно заболела, да так, что все руки у неё были «скрючены». По прошествии времени трудно сказать, где в этой истории правда, а где выдумка...

Говорят, что это дерево спилили в конце 60-х годов. Но и сегодня спил выглядит свежим, словно это случилось вчера…

Т. Панченко


Нравится: 144 Не нравится: 142
Вы уже поставили оценку.

Просмотров: 351